Торможение автомобиля может быть служебным (уменьшение скорости автомобиля в процессе обычного движения) и экстренным (остановка автомобиля при внезапно возникшей опасности на кратчайшем расстоянии от места начала торможения).
При экстренном торможении водитель часто инстинктивно резко и с усилием давит на Педаль тормоза. При этом автомобиль под действием сил инерции «наклоняется» вперед, прижимая передние колеса к дороге и ослабляя сцепление задних колес с дорогой. Создаются благоприятные условия для блокировки задних колес автомобиля (они перестают вращаться и не реагируют на поворот рулевого колеса, так как скользят по дороге), увеличивая при этом тормозной путь.
Эти условия могут сложиться и при служебном торможении на скользкой дороге или на высоких скоростях.
Поэтому, уменьшение тормозного пути в любых условиях достигается ступенчатым или прерывистым торможением на грани блокировки колес.
Прерывистое торможение применяется на участках дорог, где чередуются лед, снег, асфальт или на неровной дороге, где может заблокироваться любое из колес и поэтому направление заноса непредсказуемо. Процесс торможения состоит из ряда последовательных нажатий и отпускания педали тормоза (частота от 4 до 8 в секунду), первый слабый и короткий, последующие посильнее и продолжительнее, не допуская полной блокировки колес.
При ступенчатом торможении педаль нажимается до начала блокировки колес, после чего не отпускается, как в прерывистом, а слегка ослабляется до разблокировки и опять нажимается, с каждым разом сильнее и продолжительнее. Ступенчатое торможение намного эффективнее прерывистого, т. к. отсутствует пассивная фаза (педаль не отпускается полностью).
Кроме тормозной системы, для остановки автомобиля, надо активно использовать торможение двигателем. Оно заключается в естественной остановке автомобиля под действием сил трения в двигателе, механизмах трансмиссии и сопротивления качению. Происходит торможение сразу, как только Вы отпустите педаль газа. Более существенный эффект торможения возникает при переключении на пониженную передачу. При торможении двигателем меньше вероятность блокировки колес, что повышает безопасность.