Государственные финансы и их роль в экономике

Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества являются финансы.

Определение финансы – система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Финансы – историческая категория. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства.

Деятельность государства в сфере экономики оказывает существенное влияние на ее функционирование. К экономическим функциям государства относятся следующие:

– создание законодательной базы экономики;

– поддержание конкуренции и борьба с монополизмом;

– перераспределение доходов и поддержка социально незащищенных слоев населения;

– производство общественных благ;

– снижение отрицательных внешних эффектов;

– регулирование экономики.

Свою регулирующую функцию государство выполняет с помощью экономической политики, оказывающей воздействие как на экономические субъекты, так и на параметры макроэкономического равновесия. Основная цель государственной политики на макроуровне состоит в поддержании макроэкономического равновесия на уровне полной занятости ресурсов. При этом воздействие на размеры денежной массы, осуществляемое ЦБ, представляет собой лишь одну сторону экономической функции государства в области проведения макроэкономической политики.

Другая ее сторона – деятельность государства в реальном секторе экономики, где оно проводит бюджетно-налоговую политику, манипулируя доходами и расходами бюджета, государственными финансами.

Теоретические истоки современных концепций государственных финансов следует искать в работах западных экономистов 19 – начала 20 вв. можно отметить наиболее важные вехи, которые мы уже в основном рассматривали:

  1. Финансовая концепция Кейнса (важнейшее в воспроизводстве – это спрос, понятие «эффективного спроса», обязательность государственного вмешательства, бюджетная политика, государственные займы).
  2. Концепция «неоклассического синтеза» – теория равновесия в условиях неполной занятости. Развитие в работах Дж.Хикса и П.Самуэльсона (соединение идей Кейнса с концепцией неоклассиков, которые предполагали денежно-кредитное регулирование и производство «общественных товаров»).
  3. Неоконсервативная концепция. Развивается теория предложения (ограниченность экономической роли государства, включая и социальную область, главное место – предпринимательство, рост предложения, налоги направлены на формирование сбережений и активизацию предложения).

Определение финансовая система – это совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его экономических и политических функций. Она состоит из четырех основных звеньев – государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет – крупный централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Вторым по своему значению звеном является система местных финансов. Под влиянием развития производственных сил, НТП, происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их удельный вес в финансовой системе.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Первоначально задачей этих фондов было финансирование отдельных целевых мероприятий, но затем функции расширились, они приобретают значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений, т.е. они используются для повышения маневренности финансовой системы в целом.

В экономике страны государственный бюджет выполняет фискальную и регулирующую функции. Фискальная функция состоит в аккумулировании денежных средств в виде налогов и неналоговых поступлений и их перераспределении путем осуществления деятельности по закупке товаров и услуг, расходованию средств в качестве трансфертов и субсидий.

Регулирующая функция государственного бюджета заключается в манипулировании доходами и расходами из бюджета с целью поддержания экономики на уровне полной занятости ресурсов.

В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Расходы из государственного бюджета осуществляются во-первых на закупку товаров и услуг (на национальную оборону и охрану правопорядка, образование, культуру, здравоохранение и пр.), во-вторых, на государственные инвестиции (в строительство дорог, портов, аэропортов и т.п.) и, в третьих, на выплату трансфертов частному сектору экономики (пенсии, пособия, стипендии, льготы и др. выплаты, а также субсидии предприятиям) и оказание финансовой помощи бюджетам других уровней.

Государственные трансферты – это передача части налоговых поступлений без встречного товаров и услуг. Трансферты представляют собой своего рода безвозмездные выплаты. Социальные пособия, пенсии, стипендии в ВУЗах – это типичные примеры государственных трансфертов.

Доходы государственного бюджета в основном формируются за счет налогов и сборов.

Опр. Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Экономическая функция означает, что налоги оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству.

Государственный бюджет сбалансирован, когда суммарные доходы государства равны суммарным расходам. Если суммарные доходы превышают суммарные расходы, возникает бюджетный излишек, или профицит. В случае, когда напротив, суммарные расходы превышают суммарные доходы, возникает бюджетный дефицит.

Последние годы в России наблюдался профицит федерального бюджета за счет благоприятной конъюнктуры на внешних сырьевых рынках. Это создало предпосылки для формирования в России стабилизационного фонда. Для борьбы с инфляцией денежные средства, поступающие в экономику от экспорта нефти по ценам выше нормативного уровня из экономики изымались. И стабилизационный фонд не использовался для активизации экономического роста в стране, а был вложен в государственные ценные бумаги США и досрочного погашения долга Парижскому клубу кредиторов.

В 2009 г. Государственный бюджет России сформирован с дефицитом, т.к. готовился в августе и закладывалась цена нефти 90$ за баррель, а сейчас дано поручение премьер-министром пересчитать бюджет, учитывая цену за баррель в размере 40-45$.

Государственный долг

Бюджетный дефицит, если невозможно по тем или иным причинам его покрытие за счет денежной эмиссии, приводит к созданию государственного долга. Если правительству не хватает средств, полученных от сбора налогов, для покрытия расходных статей бюджета, оно финансирует свои программы за счет заимствования у экономических агентов путем продажи своих обязательств – ценных бумаг правительства.

Определение государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (за вычетом прошлых бюджетных излишков).

Выплаты процентов по государственным ценным бумагам и погашение части основной суммы долга в каждом конкретном периоде называется обслуживанием задолженности.

Сравнение абсолютной величины государственного долга по разным странам не будет корректным. Целесообразно будет использовать относительные показатели задолженности. Обычно для оценки величины задолженности используется такой показатель как соотношение «долг/ВВП», оценивающий бремя долга. Для оценки обслуживания задолженности часто используют показатель, характеризующий соотношение «выплаты по обслуживанию долга/ВВП».

Способы стабилизации государственного долга

Столкнувшись с высоким уровнем задолженности приобретающей взрывоопасный характер, правительство может поставить цель – стабилизировать или снизить соотношение долг/ВВП. Существует три способа стабилизации этого соотношения:

  • сокращение дефицита бюджета;
  • денежное финансирование дефицита бюджета (монетизация);
  • отказ от долга.

Сокращение дефицита бюджета – достаточно сложный способ стабилизации государственного долга. С одной стороны уменьшение государственных расходов, в том числе средств, выделяемых на различные социальные программы, делает непопулярным правительство. Кроме того, различные политические лобби в парламенте активно сопротивляются сокращению государственных расходов. С другой стороны, увеличение налогов представляет собой не только непопулярную меру, но и опасность «недосчитаться» налоговых поступлений в казну ввиду ухода «в тень» значительного числа налогоплательщиков из-за возросших налоговых ставок.

Денежное финансирование дефицита бюджета позволяет снизить бремя долга двумя путями. Во-первых при денежной эмиссии ЦБ соглашается выкупить часть долга прямо у Казначейства или на финансовом рынке. Чтобы заплатить за это ЦБ увеличивает денежную базу. Это операция называется сеньораж. Во-вторых это инфляционный налог на номинальные активы. Если правительство прибегает к неиндексированным номинальным займам, то в случае роста общего уровня цен реальная стоимость государственного долга снижается и владельцы долговых обязательств несут потери.

Частичный или полный отказ от долга (дефолт), на первый взгляд, представляет собой самый простой способ решения долговой проблемы. Однако последствия подобных действий весьма серьезны, а именно: потеря доверия к правительству может надолго подавить желание экономических агентов одалживать впредь средства потерявшему репутацию государству и сделать невозможным финансирование бюджетного дефицита за счет государственных займов. Поэтому лишь в крайних случаях правительство прибегает к такому средству решения долговой проблемы.

Бюджетно-налоговая политика

Определение бюджетно-налоговая политика – это политика манипулирования доходами и расходами государственного бюджета с целью достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости ресурсов.

Цели бюджетно-налоговой политики можно подробнее обозначить следующим образом:

– сглаживание колебаний экономического цикла;

– стабилизация темпов экономического роста;

– достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

С точки зрения направления воздействия на совокупный выпуск различают стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику. Стимулирующая направлена на стимулирование роста совокупного выпуска. Она проводится в период спадов и депрессий, когда фактический реальный ВВП ниже потенциального уровня.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика направлена на сдерживание роста совокупного выпуска и уровня цен. Она проводится в период «перегрева» экономики.

Экономическая наука выделяет следующие типы бюджетно-налоговой политики (рис. 1): дискреционная и автоматическая. При дискреционной происходит сознательное манипулирование налогами и расходами, автоматическая – это пассивная фискальная политика.

Типы бюджетно-налоговой политики

 

Автоматическая бюджетно-налоговая политика – это политика так называемых встроенных стабилизаторов экономики, к числу которых в первую очередь относятся:

– прогрессивное подоходное налогообложение;

– система пособий по безработице.

Т.е. в политике имеются положения, которые автоматически, без принятия дополнительных решений, способствуют сглаживанию циклических колебаний. Прогрессивная шкала налогообложения позволяет в период подъема медленнее расти располагаемому доходу населения и нераспределенной прибыли фирм, чем национальному доходу.  И это сдерживает рост совокупного эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов. Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим, а также программы помощи фермерам. В период спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии